Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требует правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы базовые ценности и принципы жизни общества.

Проект «Уполномоченный по правам участников образовательного процесса» имеет важное значение в развитии системы правового просвещения и защиты прав детей в Калужской области. Уполномоченный по правам участников образовательного процесса, его иногда называют школьным правозащитником, вводится в структуру органов общественного управления образовательного учреждения в целях усиления гарантий защиты прав, свобод и законных интересов участников образовательного процесса в образовательном учреждении, а также восстановления их нарушенных прав.

Суть идеи школьного обдусмена в том, что появляется человек(учащийся старших классов, взрослый), у которого две задачи: защита прав участников образовательного процесса и правовое просвещение школьников и их родителей.

Он является гарантом защиты прав и законных интересов всех участников образовательного процесса, принимает участие в правовом воспитании и образовании школьников и формировании правового пространства в школе.

Что дает школе работа Уполномоченного по правам участников образовательного процесса?

Уполномоченный по правам участников образовательного процесса будет способствовать предупреждению конфликтов, установлению гуманных отношений, партнерского сотрудничества и позволит всем понять необходимость соблюдения своих прав, обязанностей в семье, школе и классе.

Актуальность проекта.

Создание правового пространства и введение Уполномоченного по права участников образовательного процесса в образовательных учреждениях обусловлено тем, что это многофункциональная система и является наиболее сильным и неформальным регулятором реальных взаимоотношений учащихся и педагогов. Проект нацелен на развитие правосознание, так как первостепенное значение приобретают права личности и ее персональная ответственность, что обеспечивает необходимый опыт социализации. Эксперты утверждают, что каждое третье правонарушение в России – результат нереализованных прав в школе.

Цель проекта.

Создание целостной системы нравственной, социальной, психологической и правовой поддержки каждого ребенка в решении сложившихся проблем. Обеспечение и защита конституционных прав и законных интересов ребенка.

Задачи проекта.

Совершенствование системы повышения уровня правовой грамотности детей и их родителей (законных представителей).

Совершенствование системы мониторинга реализации конституционных прав детей и соблюдение гигиенических требований к организации образовательного процесса в образовательном учреждении.

Совершенствование механизмов межведомственного взаимодействия (раннее выявление и профилактика детского и семейного неблагополучия, работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации).

Памятка для Уполномоченных по правам участников образовательного процесса