Статья 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) носит название «Формы получения образования и формы обучения», и говорит о том, что в РФ образование может быть получено:
- в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Формами получения образования являются получение образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, либо вне такой организации (в двух разных вариантах – семейное и самообразование).
Соответственно, формами обучения являются: очная, очно-заочная, заочная, семейное образование и самообразование.
Классификация форм получения образования и форм обучения – относительно новое явление для российского образования. Особо отметим, что Закон не дает преференций ни одной из форм, все они являются равными. В этом смысле российское законодательство является одним из наиболее либеральных, если сравнивать регулирование данных вопросов, например, с европейскими и иными зарубежными странами, где зачастую общее образование либо обязательно получается в образовательной организации, либо иные формы получения образования дискриминируются.
Выбор формы получения образования и формы обучения для своих детей осуществляют родители (до достижения ими совершеннолетия либо до получения основного общего образования). Кроме того, ч. 4 ст. 17 Закона допускает сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Возможных сочетаний может быть достаточно много. Отказывать в выборе сочетания форм получения образования также незаконно.
В ч. 2 ст. 63 Закона говорится о том, что общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Таким образом, форма самообразования не допускается на более ранних ступенях, чем среднее общее образование.
Согласно ч. 3 ст. 17 Закона, обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с ч. 3 ст. 34 Закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе бесплатно.
При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе. Фактически это означает, что публичная власть принимает на себя обязательства по бесплатному обеспечению прохождения аттестации для обучающихся, осваивающих общеобразовательные программы, в какой бы форме они ни обучались. Те, кто учится в форме семейного образования или самообразования, будут зачислены в организации, осуществляющие образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, на период прохождения аттестации, и пройдут ее бесплатно. В данный момент именно это и понимается Законом под экстернатом – лица, зачисленные для прохождения аттестации, считаются экстернами. Экстернат не является ни формой получения образования (их две – в организации, либо вне ее, в качестве семейного образования или самообразования), ни формой обучения (очное, очно-заочное, заочное).
В данном аспекте к лицам, осваивающим основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования, закон приравнивает и тех детей, которые обучаются по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.
Анализ существующих региональных и муниципальных актов в данной сфере показал, что типичной является следующая практика регламентации семейного образования. Отношения между общеобразовательным учреждением и родителями (лицами, их заменяющими) по организации семейного образования оформляются договором. Для домашнего обучения родители (лица, их заменяющие) наделяются правом нанять преподавателя самостоятельно, обратиться за помощью в общеобразовательное учреждение, обучать самостоятельно. Общеобразовательное учреждение осуществляет прием детей, желающих получить образование в семье, на общих основаниях по заявлению родителей (лиц, их заменяющих) с указанием выбора семейной формы получения образования. Общеобразовательное учреждение на основании договора может предоставлять обучающемуся на время обучения бесплатно учебную литературу, обеспечивать методическую и консультативную помощь, осуществлять промежуточную и итоговую аттестацию. Общеобразовательное учреждение наделяется правом расторгнуть договор в случае неосвоения обучающимся общеобразовательных программ.