Существенное обновление Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) произошло за счет свода норм о формах реализации образовательных программ. К формам реализации образовательных программ отнесены: сетевая форма, электронное обучение и обучение с помощью дистанционных образовательных технологий.

В последнее время все активнее распространяется практика предоставления образовательных услуг учащемуся (группе учащихся) более чем одним образовательным учреждением.

Развитие сетевого взаимодействия в системе образования обусловлено несколькими причинами.

  1. Образовательные учреждения заинтересованы в сетевом взаимодействии в связи с появляющейся возможностью увеличить совокупный объем ресурсов взаимодействующих учреждений образования. Нередки случаи, когда школы объединяют общие библиотечные фонды, спортивные площадки, совместно реализуют программы дополнительного образования. В условиях реструктуризации сети общеобразовательных учреждений сетевое взаимодействие также рассматривается как шанс сохранить имеющуюся структуру этой сети, содержательно изменив деятельность школ, механизмы их ресурсного обеспечения.
  2. Растет многообразие образовательных запросов со стороны потребителей образовательных услуг. Стирается грань между формальным и неформальным образованием: программы дополнительного образования и учебные курсы по выбору становятся не менее значимы, чем традиционные учебные предметы. Однако одно общеобразовательное учреждение не всегда в состоянии предоставить необходимый для выбора набор образовательных услуг. Поэтому потребители образовательных услуг также заинтересованы в расширении рынка учреждений и организаций, их оказывающих.
  3. Развитие информационных технологий и дистанционного образования также является стимулом сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций. Заочные, очно-заочные школы, школы дистанционного образования готовы предоставлять образовательные услуги. Их сетевое взаимодействие с общеобразовательными учреждениями является еще одной дополнительной возможностью реализации образовательных программ.
  4. Профильное обучение в старшей школе также может рассматриваться как вызов традиционной системе образования, требующий разворачивания практики сетевого взаимодействия. Очевидно, особенно для сельских школ, что одно образовательное учреждение не в силах предоставить сколь-либо необходимый набор профилей для освоения учащимися. Это естественным образом подталкивает школы к сетевой кооперации, в рамках которой несколько школ могут предоставить необходимый набор образовательных услуг.

С точки зрения проблематики правового оформления организации сетевого взаимодействия образовательных организаций существующие в настоящее время сетевые взаимодействия легализовались посредством а) договора (аренды, безвозмездного пользования, подряда и субподряда, поручения, агентского договора и др.); б) учреждения участниками сети нового юридического лица в той или иной организационно-правовой форме.

Договорная форма сетевой соорганизации более динамична как по составу, так и по содержанию сетевых взаимоотношений. Именно она была избрана законодателем для упорядочения отношений между организациями, реализующими образовательные программы с использованием сетевой формы.

Договор о сетевой реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.

Сторонами договора могут выступать организации, осуществляющие образовательную деятельность, в том числе иностранные; научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Существенными условиями договора о сетевой форме реализации образовательных программ являются следующие:

  • вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;
  • статус обучающихся в организациях, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;
  • условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;
  • выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;
  • срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

Образовательные программы, реализуемые в сетевой форме, совместно разрабатываются и утверждаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

В статье 16 Закона даются определения терминов «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии».

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.