С каждым годом в школе задают все больше заданий, вечера проходят за выполнением бесконечной домашней работы, а еще есть дополнительные занятия и секции... И кажется, что тратить время на составление каких-то списков в такой ситуации – это последнее, что нужно делать. Однако, как раз такая работа и способна помочь разгрузить день школьника и оставить достаточно времени на отдых и хобби. Это называется тайм-менеджмент.

Суть тайм-менеджмента для школьников заключается не в том, чтобы загрузить себя кучей дел, а чтобы разгрузить от ненужных. Необходимо выполнять самые важные и ответственные задачи со своего списка дел. Список лучше составлять за час до сна. Посмотрите, какие уроки заданы на завтра, какие можно сделать с утра и какие из них наиболее важные и требует большего количества времени на выполнение. Утром приступайте к самому сложному заданию. Сделайте самое сложное в начале дня, это принесет вам моральное удовольствие, а также освободит вас на весь день от навязчивой мысли об этом задании.

Можно выделить следующие принципы тайм-менеджмента, которые помогут школьнику улучшить, а лучше сказать – грамотно распланировать, школьную жизнь.

Планирование дня

Как правило, первая половина дня школьника распланирована хорошо: уроки, перемены, дополнительные занятия. А что потом? Когда хочешь, тогда и делай задания! Казалось бы, все здорово. Но часто это заканчивается тем, что на дворе уже ночь, а домашняя работа даже не начата.

Чтобы избежать такой ситуации надо структурировать свой день. Лучший способ — вечером составить список того, что нужно будет сделать завтра, определить, сколько времени уйдет на каждое из дел, и распределить их по часам. Проделав это может выяснится, что день достаточно свободный, и можно добавить в расписание задания из других дней или, наоборот, побыстрее сделать все дела и отдохнуть. Если же станет понятно, что на выполнение всех запланированных заданий вам придется потратить весь вечер после школы и еще половину ночи, то стоит подумать о том, что от каких-то дел стоит отказаться.

В любом случае, когда все необходимые задания будут на бумаге, появится ясность и возможность управлять ими.

Постановка целей

Иногда кажется, что поставить себе цель это очень просто. Например вы знаете, что к следующему уроку биологии нужно подготовить реферат, а по литературе проходят Пушкина. Однако стоит только сесть за работу и сразу становится непонятным, что именно надо делать и с чего начинать.

Как раз для того чтобы эффективно решать задачи и нужно определять цели.

Каждая цель должна быть конкретной и ясной: не «усерднее заниматься», а «выполнять все задания сразу после школы»; не «выучить произведение Пушкина», а «прочитать и запомнить в учебнике со стр. 100 по стр. 150». Чтобы четко понимать, достигли вы своей цели или нет, она должна быть измеримой.

Очень важно, чтобы цель была достижимой. Можно мечтать пробежать стометровку лучше всех в классе, но вряд ли это получится, если до забега две недели, а вы месяцами прогуливали физкультуру. В этом случае лучше увеличить срок достижения цели или изменить саму цель — не лучше всех, но лучше своего прошлого результата.

Для отслеживания своих достижений надо устанавливать конкретные временные границы. И не стоит забывать о значимости цели лично для вас: чтобы была мотивация все выполнить, нужно понимать, зачем.

Мотивация

Иногда бывает сложно приступить к выполнению задания, особенно когда оно трудное или предмет нелюбимый. Но и такими делами приходится заниматься. Если такой работы не избежать, необходимо «уговорить» себя, найти мотивацию для выполнения такого задания.

В ход пойдет абсолютно все: предметы, идеи, люди и персонажи, которые имеют ценность для вас. Например повесьте постер с вашим кумиром, который не одобрит, если вы не выполните домашнюю работу по физике, или решите для себя, что за каждое решенное упражнение по математике вы получите по конфете. Можно договориться с родителями, что они что-то подарят за выполнение серьезного задания или, например, за пятерку в четверти по предмету, который вам не дается.

Наконец подумайте о том, для чего вам необходима учеба: без окончания школы не поступишь в выбранный ВУЗ, не впечатлишь одноклассников и т.п.

Расставляйте приоритеты

Чтобы поток дел и заданий не захлестнул вас, необходимо научиться разделять их на группы по степени срочности и важности. Самые важные и срочные дела (например, подготовка к завтрашней итоговой контрольной) выполняются в первую очередь, а потом можно браться за менее важные, но срочные, далее за важные, но не такие срочные. Это позволит не только выполнять основные задания качественнее, пока есть силы, но и даст значительный положительный заряд: после того, как завершите самое важное и сложное дело за день, вы наверняка почувствуете прилив сил, ведь главные трудности останутся позади. Тогда и с остальными делами справляться будет легче.

Если вы что-то не успеваете – не надо делать из этого трагедию: в конце списка останутся не очень срочные и не очень важные дела, над которыми стоит подумать — а нужно ли их выполнять прямо сейчас?

Найдите собственный ритм

Всем известно разделение людей на так называемых «сов» и «жаворонков», однако мало кто из них действительно знает и использует свое «лучшее» и «худшее» время. Если вы поэкспериментируете со своим графиком, то поймете, что в разное время суток хорошо получаются разные дела.

Понаблюдайте за собой. Возможно, вместо того, чтобы засиживаться допоздна над домашней работой, лучше встать на час раньше и сделать ее перед школой? Или наоборот, отоспаться хорошенько — все равно с утра голова не работает.

Поэтому важно определить свой личный ритм и постараться построить работу в максимальном соответствии с ним.

Работая — работайте

Очень важное правило эффективной работы — погружение дело, которым занимаешься. Когда человек полностью концентрируется на одной задаче, он выполняет ее быстрее и лучше, чем когда постоянно отвлекается на что-то другое. Если пишете сочинение по литературе или делаете домашнее задание по химии, лучше отключите на это время мобильный телефон, закройте браузер и приложения с социальными сетями.

Если таким образом вы будете тренировать концентрацию, со временем погружаться в работу будет становиться все проще.

Чтобы легче выдержать период интенсивной работы, можно попробовать ставить себе таймер: например 25 минут работы и пять минут отдыха. Тогда у вас не будет ощущения усталости, да и эффективность работы не снизится.

Чередуйте дела

От однообразной работы мозг человека постепенно устает, поэтому лучше всего составлять свой план на день так, чтобы в нем чередовались занятия, требующие разных навыков и нагрузки. Например, чередовать решение задач по математике с чтением учебника по биологии, а уже потом приступать к задачам по физике.

По такому же принципу хорошо сочетать время занятий любимым делом и отдыха после учебы. Ваш организм отдохнет гораздо лучше, если вы пойдете гулять с друзьями, чем если после многих часов за партой вы переместитесь за компьютер, где так же будете сидеть и напрягать глаза.

Если совсем не получается чередовать разные дела, то даже простая разминка в течение пяти минут пойдет на пользу — вы дадите себе хотя бы немного времени, чтобы переключиться и отдохнуть.

Объединяйтесь с другими

Все люди обладают различным складом ума: кому-то лучше удаются сочинения, а кому-то решение задач по математике – этим стоит воспользоваться. Конечно списывать у отличника не самая хорошая идея – это потом негативно скажется на результатах итоговых работ или экзаменов. Но ведь всегда можно попросить его объяснить непонятную вам тему взамен на помощь в изучении предмета, в котором он разбирается хуже.

Можно договориться с одноклассниками и готовиться к занятиям и контрольным вместе — это принесет много пользы как в плане времени, так и в плане качества работы, а также может укрепить дружеские взаимоотношения.

Помогая однокласснику, вы и сами укрепите свои знания, а слушая других наконец разберетесь в сложной для вас дисциплине. К тому же, договорившись о подготовке домашней работы с одноклассниками, вы не дадите себе возможности увильнуть от трудного или нелюбимого занятия.

Анализируйте сделанное

Бывает так, что вы вроде бы все делаете правильно: составили список дел, чередуете их, расписываете по часам, — но все равно что-то не успеваете или к вечеру чувствуете себя измотанным. Это значит, что в вашем план есть ошибка, и для того, чтобы избежать ее в дальнейшем, необходимо регулярно (например, в конце дня или в конце недели) проверять соответствие плана и его реального выполнения, т.е. проводить его анализ.

Иногда результат такого анализа может разочаровать. Например, выяснится, что, несмотря на все графики, вы в какой-то момент «сорвались» и ушли смотреть любимый сериал. Или задание, на которое вы запланировали два часа, на самом деле каждый раз требует четырех. Но не стоит отчаиваться — в этих случаях надо составлять план с учетом своих особенностей. Если вы после учебы постоянно смотрите сериал, поставьте его в график, а на сложное дело выделите четыре часа, даже если считаете, что следовало бы выполнить его быстрее. Такой подход поможет вам и не корить себя за невыполненный план, и осознавать, сколько вы в действительности успеете.

Отдыхайте

В погоне за эффективностью и успеваемостью многие склонны забивать свой график делами под завязку. Им кажется, что если не тратить по десять часов в день на подготовку к ЕГЭ, его точно не сдашь, химия так просто не дается и времени отдыхать просто нет.

Однако отдых просто необходим не только для полноценной и здоровой жизни, но и для эффективной работы. Кажется, чем больше делаешь, тем больше успеешь, но это не так. При постоянных умственных нагрузках наш мозг устает и его работоспособность сильно снижается. Тогда дальнейшая работа оказывается малоэффективной. Работа без перерывов является вредной: отдохнувший человек за меньшее количество часов сделает больше, чем уставший и потерявший сосредоточенность.

Из всего изложенного можно сделать вывод о том, что использование такого подхода планирования своего времени, или эффективное управление временем, позволит Вам чувствовать себя более уверенно в настоящем и будущем, когда предстоит учеба в ВУЗе, а в последующем и трудовая деятельность, где можно точно также планировать свое время.

Также хотелось бы отметить, что тайм-менеджмент вещь универсальная: планировать свое время можно не только во время учебы в школе. Такой подход можно применить и ко времени каникул! Грамотно распланировав свое время можно успеть и родителям помочь, и прочитать заданные на каникулы школьные материалы, и заняться любимым делом и еще для друзей куча времени останется!