Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Образовательная политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании. Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физически, психически, интеллектуальны, культурно-этнически, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку. Школьное оборудование для детей с ОВЗ — необходимая составляющая инклюзивного образования, открывающая детям с ограниченными возможностями путь к обучению вместе со своими сверстниками.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 79) обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательной организации предоставляются следующие специальные условия получения образования:

  • использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, 
  • специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, 
  • специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, 
  • предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, 
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, 
  • обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, 
  • и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Образование обучающихся с ОВЗ на начальном уровне осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными здоровья и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Для обучающихся, имеющих данный статус, реализуются адаптированные основные общеобразовательные программы - АООП, разрабатываемые образовательной организацией на основе Примерных АООП в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ с учётом особенностей психофизического развития ребёнка, его индивидуальных возможностей и потребностей и обеспечивающие коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Основанием для организации специальных условий для обучающихся с ОВЗ и(или) инвалидов являются:

  • заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК),
  • заявление родителей (законных представителей) о предоставлении специальных условий образования (при предоставлении оригинала заключения ПМПК в образовательную организацию)

Заключение ПМПК необходимо в следующих случаях:

  • определение специальных условий обучения и воспитания;
  • начало обучения на начальном уровне образования после 8 лет;
  • изменение или уточнение образовательного маршрута;
  • при переходе с одного уровня образования на следующий (подтверждение ранее выданных рекомендаций или изменение образовательного маршрута);
  • определение специальных условий при проведении ГИА.

Шаги, которые необходимо сделать родителям (законным представителям) обучающегося для получения специальных условий образования:

  1. Получение медицинского заключения о состоянии здоровья и рекомендации в поликлинике (при инвалидности – справки МСЭ + ИПР/ИПРА).
  2. Запись на ПМПК. Прохождение обследования в ПМПК и получение заключения с рекомендациями.
  3. Предоставление оригинала заключения ПМПК в образовательную организацию.
  4. Написание заявления на предоставление специальных условий образования.
  5. Получение специальных условий образования на базе образовательной организации.