Получение гражданами образования в Российской Федерации и, в частности, дополнительного образования, регулируется положениями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени.
 
Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.
 
Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. 
Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.
 
Отличительной чертой дополнительного образования является тот факт, что те учреждения, которые предлагают повышать профессиональный уровень, используют учебные курсы, объем которых не превышает 1000 часов. Это является отличным стартом для экономического и профессионального роста молодого поколения, которое еще не определилось с основной специальностью. 
 
Дополнительное образование существует в следующих формах: 
  • очной (дневной, вечерней, в рамках выходного дня); 
  • дистанционной; 
  • заочной. 
В настоящее время функционируют разнообразные виды учреждений дополнительного образования, предназначенные для развития и воспитания детей дошкольного и школьного возраста. Это бюджетное дополнительное образование предоставляет детям бесплатную возможность для развития, самосовершенствования. В любом городе России функционируют такие центры, в рамках которых ребята учатся хореографии, сценическому искусству, осваивают технологию вязания и шитья. Учреждение дополнительного образования способствует повышению культурного и образовательного уровня человека, позволяет углубить знания детей в конкретной сфере. В последнее время популярностью пользуется профессиональное непрерывное образование: школа – вуз – послевузовская подготовка – последипломное обучение. Подобная схема достигается с помощью инструментов, которыми располагает сфера дополнительного образования. 
 
Среди элементов выделяют творческие лаборатории, факультативы, научные центры, ассоциации, хобби-центры. Подобная модель интересна тем, что все группы функционируют на базе обычной общеобразовательной школы. В творческих экспедициях, исследовательских лабораториях, секциях по интересам принимают активное участие не только школьники, но и их наставники, родители. 
 
Помимо образовательных услуг, организации, которые предоставляют услуги дополнительного обучения, отвечают за: 
  • патриотическое, духовное, трудовое воспитание подрастающего поколения; 
  • профессиональную ориентацию подростков; 
  • формирование творческого потенциала детей; 
  • организацию внеурочной деятельности школьников; 
  • переподготовку, повышение квалификации, стажировку специалистов; 
  • приобретение новых знаний, развитие профессионализма в конкретной сфере деятельности.